Аналитический центр при правительстве выпустил новый энергетический бюллетень, посвятив его перспективам введения ЕС трансграничного углеродного регулирования. Эксперты отмечают, что РФ постепенно поворачивается к повестке низкоуглеродного развития, и призывают создать хотя бы ясную систему учета выбросов парниковых газов, отсутствие которой позволяет ЕС оценивать углеродный след российского экспорта по верхней планке. Экономические власти РФ тем временем признают отставание страны в вопросах зеленой повестки, но призывают мир учитывать эту российскую нерасторопность.
Введение пограничного углеродного налога в ЕС запланировано на 2023 год, а механизм, охват и направления использования этих средств будут представлены уже во втором квартале этого года. При этом последствия появления такого налога для мировой экономики и экономики самого ЕС до конца не ясны, рассуждают эксперты Аналитического центра при правительстве РФ (АЦ) в свежем энергетическом бюллетене, посвященном «вызовам углеродного регулирования».
Однако прогнозы могут заметно измениться — в конце марта вице-президент ЕК Франц Тиммерманс на собрании газовой ассоциации Eurogas заявил, что у этого топлива нет будущего, которое отведено водороду и зеленой безуглеродной энергии (включая атомную) — ЕК запустила публичные консультации по законодательству о декарбонизации газового сектора.
В АЦ отмечают, что вопрос энергобезопасности ЕС затрагивают и «вероятные ответные меры»: «Ужесточая свою торговую и климатическую политику, ЕС необходимо учитывать позиции основных экспортеров». Впрочем, опубликованное вчера совместное заявление министров экономики и финансов и глав центробанков стран «группы двадцати» (G20) по итогам онлайн-встречи подтверждает приверженность зеленому росту и говорит о том, что они «с нетерпением ждут конструктивной дискуссии на симпозиуме высокого уровня по налоговой политике и изменению климата в июле».
Он сослался на то, что ЕС давно проводит политику декарбонизации, а Россия «только сейчас начинает этот процесс и нужно определенное время для подготовки — двигаться нужно, но соразмерно возможностям и временным лагам». Глава ЦБ Эльвира Набиуллина там же указала на сопутствующие риски изменения глобальных потоков капитала, признала заметное отставание РФ в развитии рынка зеленого финансирования и рассказала, что ЦБ проводит стресс-тесты для оценки влияния климатических рисков на экономику и финансовую систему. Их результатами регулятор «обязательно поделится с правительством» — предстоящие в РФ изменения банковского регулирования приведут к удорожанию финансирования для «незеленых» и «недостаточно зеленых» компаний.
Планомерное ужесточение углеродного регулирования в ЕС происходит как минимум последнее десятилетие. Примерно столько же там говорят о намерении ввести трансграничный углеродный налог. Первые оценки BCG и KPMG говорят о возможности потерь основными российскими экспортерами десятков миллиардов долларов до 2030 года. В АЦ отмечают появление в РФ инициатив по устойчивому развитию, но указывают на отсутствие внятного стандарта учета выбросов парниковых газов, без которого они теряют смысл: это позволяет ЕС «оценивать "углеродный след" продукции из России в максимально возможном размере». При этом в то, что российских экспортеров при расчете налога спасет учет поглотительной способности лесов, на который ставят в РСПП и правительстве, эксперты не уверены. «Данный аргумент также нуждается в анализе, с точки зрения надежности лесоклиматических проектов (возможность возгораний и вырубки лесов) он не выглядит сильным»,— заключают авторы бюллетеня.
Алексей Шаповалов. https://www.kommersant.ru/doc/4762549