Жители новостроек рискуют платить за тепло больше на 15–30%, чем остальные. Это может произойти, если будет утверждено новое постановление Минстроя об энергоэффективности зданий. Документ призван снизить стоимость строительства на 10–15%, что может сподвигнуть девелоперов отказаться от ряда материалов и решений, сохраняющих энергию. Такой прогноз «Известиям» представили эксперты. У Минэнерго проект тоже вызвал много вопросов. Документ, по сути, противоречит обновленному плану повышения энергоэффективности Минэкономразвития, которое оно направило на рассмотрение в правительство.
Проще прошлого
В рамках регуляторной гильотины предлагается признать утратившим силу постановление правительства №18 о правилах установления требований к энергоэффективности зданий (от 25 января 2011 года). Вместе с постановлением также действовали два приказа (1550/ ПР и 399/ ПР), которые определяли сами требования, рассказала «Известиям» член межведомственной рабочей группы при Минэкономразвития по взаимодействию с субъектами РФ по вопросам повышения энергоэффективности, директор эксперт-бюро «ЭнергиаВита» Мария Степанова.
Взамен Минстрой разработал новое постановление, сейчас оно находится на стадии публичных обсуждений. В проекте гораздо меньше конкретики, чем в предыдущем документе, нет информации о создании новых подзаконных актов с требованиями к энергоэффективности, отметила Мария Степанова. Она подчеркнула: можно было учесть накопившийся опыт и сделать более продуманный документ, но пока получилось наоборот — проект подвергает гильотине практически всё.
Постановление призвано сократить стоимость строительства на 10–15%, сказал руководитель направления «Энергоэффективность зданий» компании «Технониколь» Станислав Щеглов. Но послабления могут привести к тому, что застройщики станут использовать менее дорогие стройматериалы, архитектурные и инженерные решения, сохраняющие энергию, отметил Александр Фадеев.
— В результате расходы граждан на отопление в новых домах могут вырасти на 20–30% — по счетчикам тепла или за счет увеличения общих нормативов. Сами тарифы регулируются в пределах роста инфляции, — добавил он.
Экономия девелоперов на этапе строительства приводит к удорожанию содержания дома, за это платят уже собственники жилья, согласен эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.
— По нашим самым оптимистичным прогнозам, рост расходов для населения составит 10–15%. Сценарий, при котором возможно увеличение расходов в 20–30%, мы не исключаем, — добавил Станислав Щеглов.
В проекте прописано, что требования будут устанавливаться в соответствии с 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Но в законе и его подзаконных актах нет части важных правил, которые были прописаны к прошлому постановлению, рассказал «Известиям» советник аппарата комитета Госдумы по энергетике Александр Фадеев. Председатель экспертного совета комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Ирина Булгакова считает, что требования в текущей версии проекта ослаблены.
По его мнению, государство в рамках соцподдержки населения будет вынуждено увеличить субсидии для компенсации разницы платежей. Это, в свою очередь, может привести к повышению налогов для населения и промышленности.
Минэнерго не согласовало проект постановления Минстроя, поскольку в нем отсутствуют обоснования изменений при уже существующем курсе на повышение энергоэффективности зданий в стране (копия документа есть у «Известий»). Также в документе говорится, что ведомство обеспокоено примитивизацией регулирования, сокращением требований и отказом от первоочередных правил энергетической эффективности.
«Известия» направили запросы в Минстрой, Минэкономразвития и Минэнерго.
Меж двух проектов
Проект, разработанный Минстроем в рамках регуляторной гильотины, направлен на оптимизацию правил определения класса энергетической эффективности зданий. За основу взята международная практика, сказал «Известиям» член Общественного совета при Минстрое Рифат Гарипов. При этом в развитых странах регулярно ужесточаются требования к энергоэффективности зданий, отметил Александр Фадеев.В предыдущем постановлении есть график по повышению энергетической эффективности в будущем — например, с 2023 года здания должны потреблять на 40% меньше энергии, чем предполагает базовый уровень, с 2028-го — на 50%, сказал Станислав Щеглов. Но новый документ отменяет график, значит, делается шаг назад, считает он.
ответе Минэнерго в адрес Минстроя говорится, что проект не поддерживается и из-за очевидных несоответствий целям государственной политики в области повышения энергоэффективности.
Новый документ, по сути, противоречит и плану по повышению энергоэффективности, разработанному Минэкономразвития и направленному на рассмотрение в министерства и ведомства, указал Александр Фадеев.
В проекте Минэка более жесткие требования, чем сегодняшние, в некоторых местах они даже излишне, считает Ирина Булгакова. Сегодня две основные тенденции: одна направлена на снижение стоимости стройки, потому что падает платежеспособный спрос, вторая — на ужесточение требований к энергоэффективности. Необходимо еще раз пересмотреть все нормы, полагает эксперт.
Покупателей первичного жилья сегодня интересуют будущие коммунальные платежи, которые напрямую связаны с энергоэффективностью здания. Поэтому застройщики вряд ли станут уделять меньше внимания этим вопросам, высказал мнение управляющий партнер «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский.
В будущем проект постановления Минстроя еще может меняться, поэтому делать выводы о том, какими в итоге будут новые правила для застройщиков, пока рано, подчеркнул заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ контроль» Артем Кривошеев.
Источник: ИЗВЕСТИЯ